Большинство автовладельцев думает, что если автомобиль уводит в сторону при отпускании рулевого колеса, то проблема заключается в нарушении углов установки колес. Однако, состояние шин также может влиять на смещение автомобиля при движении, причем подобная картина наблюдается после установки новых шин. Такое явление называют радиальным уводом, а иногда и уводом шины.
Что такое конусность шины?
О конусности говорят в тех случаях, когда шина с нормативным давлением воздуха вызывает смещение автомобиля в сторону. Конусность не возникает в процессе эксплуатации. Это производственный дефект, который, как правило, покрывается гарантией производителя шин (при должной и своевременной диагностике и подтверждении завода-изготовителя).
Пример конусности
Вы устанавливаете на автомобиль комплект новых шин и выполняете регулировку углов установки колес. Комфорт от вождения заметно увеличивается. Теперь вы можете отпустить рулевое колесо, и при этом автомобиль продолжит двигаться прямолинейно. Управлять машиной отныне – одно удовольствие.
После нескольких тысяч километров пробега наступает момент, когда необходимо произвести перестановку шин. После выполнения этой операции автомобиль начинает резко тянуть вправо, причем с увеличением скорости увод становится сильнее. Что случилось? Углы установки колес внезапно вышли из допуска? Давление в шинах соответствует нормативному, однако, автомобиль все равно сильно ведет вправо. Причина описанного явления – конусность, которая представляет собой дефект новой шины.
Диагностика конусности
Обнаружить конусность довольно просто – необходимо переставить колеса с одной стороны на другую и посмотреть исчез увод или остался.
Как видите, все элементарно. Сначала проводится тест-драйв, а затем колесо, в отношении которого есть подозрения, переставляется на противоположную сторону. Если увод пропадает или автомобиль начинает смещаться в другую сторону, то шина, установленная со стороны, в которую автомобиль уводит, имеет конусность.
Для окончательного подтверждения дефекта можно переставить шину на заднюю ось. Если после этого автомобиль движется не прямолинейно, то эта шина имеет дефект.
Конусность и расслоение
Конусность не следует путать с расслоением корда, износом или повреждением шины. Несмотря на то, что каждый из этих дефектов может также вызывать увод, причины их возникновения различные. Конусность шины проявляется сразу же после ее установки, так как она возникает еще на этапе производства.
Как возникает конусность шины?
Конусность образуется при неравномерном распределении слоев протектора, когда с одной стороны шины их больше, чем с другой. Сторона с более тонким слоем протектора слабее. Давление в шине деформирует протектор именно в этой области. Шина приобретает конусовидную форму, поэтому такое явление называют конусностью.
Во время движения по ровной поверхности конус катится по окружности и смещается в сторону вершины. То же самое происходит и с шиной. Именно поэтому на автомобиле будет наблюдаться увод, если конусную шину поставить на переднюю ось. При монтаже такой шины на заднюю ось увод будет меньше, но в случае сильной деформации он все равно будет заметным. Конечно, в приведенных примерах картина немного преувеличена, но это сделано для более ясного понимания дефекта. В реальности невооруженным взглядом конусность заметить невозможно.
Если установить дефектную шину на переднюю ось, то проблема станет очевидной. Однако, при монтаже на заднюю ось водитель может ничего не замечать до тех пор, пока не наступит время перестановки колес с задней оси на переднюю.
Своевременное уведомление продавца
При обнаружении конусности владельцу необходимо как можно скорее сообщить об этом продавцу шин. Производители покрышек признают такой дефект гарантийным, но особое значение имеет своевременное уведомление. Если эксплуатировать шины длительное время, то они износятся, и у продавца появится повод связать образование конусности с износом. В этом случае осуществить возврат шины по гарантии будет гораздо сложнее. Замена шины устранит проблему.
Не стоит пытаться скомпенсировать влияние конусности путем изменения углов установки колес. Проблема не в геометрии подвески, а в шине. После перестановки колес увод вернется.
Радиальный увод при конусности обычно отличается от увода в случае нарушения углов установки колес. Последний, как правило, не зависит от скорости движения, так как углы установки колес в этом случае не изменяются. Увод, вызванный конусностью шины, обычно усиливается при увеличении скорости. При низких значениях его можно не заметить, а на скоростях свыше 100 км/ч он становится значительным.
Другие факторы, вызывающие увод
Недостаточное давление воздуха в шинах также вызывает увод. Перед подозрением шины на наличие дефекта проверьте давление воздуха в ней с помощью исправного манометра. Недостаточно накачанное колесо обладает повышенным сопротивлением качению, что является причиной увода.
Низкое давление воздуха в шине также влечет за собой появление крена кузова. Значения углов установки колес рассчитываются для нормального уровня, поэтому в этом случае геометрия подвески немного изменяется и углы могут выйти из допусков. Помимо увода, это также провоцирует износ.
Конусность – хорошо известное явление, которое иногда наблюдается на новых шинах. Это производственный дефект, поэтому производители шин при своевременном обращении покупателя и подтверждения проблемы заводом изготовителем без проблем осуществляют замену покрышек на новые.