Ржавчина представляет собой неравномерно структурированный слой, образующийся на поверхности металлов в результате процесса, известного как коррозия, который постепенно разрушает металл. Можно ли предотвратить образование ржавчины на автомобиле? Можно ли вообще с ним эффективно бороться?
Ржавчина это не коррозия
Ржавчина — это слой, а коррозия — это процесс, который создает нежелательный слой. Ржавчина является следствием продуктов окисления железа и его сплавов в воде, влажной атмосфере или почве. Ржавчина в основном содержит оксиды и гидроксиды железа. В свою очередь коррозия представляет собой разрушительный процесс, возникающий из-за действия факторов внешней среды.
Существует два основных типа коррозии металлов — химическая и электрохимическая коррозия. Именно электромеханическая коррозия является бичом каждого водителя и является причиной повреждений наших автомобилей.
Электромеханическая коррозия с научной точки зрения
Говоря чисто научным языком, электрохимическая коррозия возникает, когда коррозионным фактором является вода. Помимо железа, сталь также содержит углерод в виде графита или карбида железа Fe3C. В сочетании с водой (то есть электролитом) железо и углерод приобретают разные электрохимические потенциалы (подверженность окислению). Затем формируются микроячейки (каждая ячейка состоит из анода и катода). Анод представляет собой электрод из вещества с более низким потенциалом, а катод имеет более высокий потенциал. Таким образом, образуется микроячейка из железа и углерода, в которой железо всегда является отрицательным полюсом - анодом. Графит и карбид железа обладают более высоким потенциалом, чем железо, и поэтому являются катодом в этой системе. Коррозия начинается сама по себе.
Факторы риска
Из-за большого разнообразия факторов, вызывающих коррозию, предполагается, что это неизбежный процесс, хотя, вопреки видимости, его не так уж сложно устранить и эффективно предотвратить.
Основной причиной появления ржавчины на автомобиле в основном являются дефекты защитных покрытий, а также непрофессиональный ремонт или плохая заводская защита поверхности кузова. Помимо механических повреждений, опасность представляют соль и влага.
Коррозия чаще всего поражает диски и нижние части кузова, которые наиболее уязвимы к механическим повреждениям, а также к соли, воде и дорожному загрязнению.
Как удалить ржавый налет с металлической поверхности?
Первым признаком коррозии является ржавый налет, появляющийся на поверхности металла. Эти типы аномалий можно быстро исправить. Первое, что нужно сделать, это избавиться от слоя ржавчины с помощью мелкозернистой наждачной бумаги. Затем необходимо очистить и обезжирить пораженное ржавчиной место, например, бензином. Следующим шагом является нанесение антикоррозионной грунтовки. Нанесите 2-3 слоя грунтовки и подождите примерно 24 часа до полного высыхания всего покрытия. Защищенную таким образом поверхность можно затем покрыть лаком в цвет кузова и, наконец, бесцветным лаком.
Как защитить автомобиль от коррозии?
В настоящее время в продаже имеется множество различных видов препаратов, в том числе на основе воска и масла, которые можно использовать для защиты чувствительных частей автомобиля, распыляя их на двери, крылья, колесные арки и другие чувствительные элементы.
Однако наиболее эффективный метод предлагает сам производитель автомобиля. Речь идет о технологических отверстиях или специальных отверстиях, которые производитель разместил в кузове автомобиля, дополнительно закрепив их пластиковыми заглушками. Именно в эти отверстия и следует наносить антикор. К сожалению, чем старше и изношеннее автомобиль, тем больше вероятность, что такое решение не будет выполнять свою функцию. Если в закрытом профиле такого автомобиля появилась ржавчина, то следует только заменить подвергшийся этому явлению элемент.
Что делать при появлении первых признаков ржавчины?
Самый простой и безопасный способ – обратиться в специализированную ремонтную мастерскую. Однако справиться с этими более мелкими очагами можно самостоятельно.
Первый шаг — тщательно отшлифовать металл и избавиться от всех пузырей и ржавых ямок. Также стоит заклеить скотчем участок ремонтируемого элемента, чтобы не повредить здоровое лакокрасочное покрытие. Некоторые очаги коррозии настолько глубоки, что для их удаления требуется колоссальная работа. Здесь ручного удаления наждачной бумагой может оказаться недостаточно. Дефекты ремонтируемого материала следует заполнить шпаклевкой и выровнять шлифовкой.
После выполнения самой сложной операции необходимо вымести ремонтируемый участок от пыли, образовавшейся при шлифовке и обезжирить. Затем окрасить их лаковым грунтом, желательно в цвет, наиболее близкий к исходному (например, черный грунт в случае белого окрашивания затруднит последующую работу). Самые простые грунтовки выпускаются в виде спреев и баллончиков.
Завершающим этапом ремонта является покраска отремонтированного места, подобранным на основании порядкового номера цвета краски. Краски в банках обычно уже смешаны с отвердителем, и их нужно просто хорошо встряхнуть, чтобы они были готовы к использованию.
Краску следует наносить несколько раз тонкими слоями, каждый раз дожидаясь высыхания предыдущего слоя.
Как предотвратить коррозию?
Ответом на этот вопрос являются готовые специализированные средства - спреи, пены или густые пасты. Систематическая мойка и вощение автомобиля также имеют решающее значение. Важным вопросом профилактики является регулярный контроль за состоянием лакового покрытия и техническим состоянием наиболее подверженных ржавчине элементов. Благодаря быстрой реакции можно эффективно противодействовать развитию коррозии, избегая при этом дорогостоящих ремонтных работ.