Что и по каким причинам ломается в подвеске и как увеличить срок её работы

Чаще всего подвески – это то, что не воспринимается владельцами чем-то серьёзным, ведь к действительно важной проблеме нарушение их работы не приводит. Однако даже так порой приходится потратиться на замену рычагов, да и стоимость некоторых запчастей радости не прибавит.

Что и как подвержено износу в подвеске?

Большая часть машин состоит в основном из одинаковых или, по крайней мере, схожих элементов. Благодаря сайлент-блоков образуется крепление рычагов подвесок, амортизаторы отвечают за гашения колебаний, стабилизаторы поперечной устойчивости – для предотвращения кренов, а пружины поддерживают требуемую высоту подвески. Каждый элемент всё же индивидуален, поэтому износ происходит с отличиями, а ценники имеют разные числа. Разберём всё постепенно.

Стабилизаторы поперечной устойчивости

Несмотря на то, что данный элемент не является основным для чистой работы, а его основная задача – это снижение количества кренов при крутых поворотах – его составляющие узлы подвески – то есть, торсион и его крепления - обычно быстрее всего изнашиваются. Данная проблема исходит из того, что стабилизатор располагают в обычных резиновых втулках. Сайлент-блоками нельзя воспользоваться в этом случае, поскольку из-за особенностей конструкции элемента ему нужна свобода перемещения.
Для крепления торсиона к рычагам подвески используются довольно простые узлы – чаще всего их называют «стойки стабилизатора». Эти детали преобладающе лёгкие до максимума, нередко они делаются пластиковыми. Всё это является причиной быстрого износа, учитывая ещё и то, что процесс изнашивания ускоряется, если машина нередко оказывается в пути на неровных дорогах.

Обычно цена узлов стабилизатора не превышает одну-две тысячи, однако иногда они продаются только в комплекте с торсионом, в итоге для того, чтобы заменить их, приходится разбирать много деталей в автомобиле. Износ усиливается по следующим причинам: плохо асфальтированная дорога с дырами и просто неровностями, песок, неаккуратная езда, плохое обращение с машиной, стоянка на наклонных поверхностях. Чтобы избежать проблем с узлами стабилизаторов, следует ездить более аккуратно, выбирать чистые дороги, кроме того, покупать усиленные компоненты, стоимость которых это сделать позволяет.

Амортизаторы

При поворотах и прохождении неровностей возникают колебания, гашение которых – это задача для данного компонента. Во время любого движения автомобиля внутри него происходит движение жидкости по калибровочным отверстиям и клапанам. Температура этой жидкости повышается, благодаря чему рассеивается энергия раскачки. Заклинивания и в целом другие ухудшения работы клапанов возможны после получения жёстких ударов. Слишком высокие порой являются причиной изгибания корпусов, штоков (часто – в подвесках, где амортизатор - это элемент несущей конструкции).
Подобный износ – клапанов и уплотнения поршня – проходит длительный промежуток времени, но, кроме этого, он является причиной измены свойств масла в этом элементе. То есть, масло становится более жидким, исчезают присадки, являющиеся необходимыми для того, чтобы уплотнения (из пластика и резины) и смазки штоков находились в работоспособном режиме, определяющими износ факторами являются температура (то есть, теплоотвод от него и от энергии, которую рассеивает амортизатор). Если же все причины изнашивания будут задействованы разом, то это увеличит нагрузку на машину и может привести к не самым лучшим последствиям.
Одна из противниц нормальной работы амортизаторов – наливающая на него грязь, из-за которой ухудшается теплоотвод, а также повреждается сам амортизатор через заляпанные уплотнения штока. В итоге этого пыль, а также продукты износа оказываются в гидравлической жидкости и масло начинает вытекать.
Чем же можно бороться с причинами износа ресурса. Резиновые пыльники для уплотнения штоков помогут уменьшить силу загрязнений. С неровными дорогами дело обстоит сложнее: единственный способ – это аккуратное и внимательное вождение, выбор «из двух зол меньшего», то есть, старательное избегание ударов и других нагрузок там, где это только возможно. Дополнительным уходом будет мытьё элементов подвески.

Кстати, именно шины первыми принимают на себя удар от дорожных неровностей, передавая остаточную энергию на амортизаторы. Поэтому выбор шин с оптимальной жёсткостью боковины и эластичным компаундом, таких как Petlas IMPERIUM PT515, способен существенно снизить пиковые нагрузки на гидравлическую систему амортизатора. Эта модель эффективно демпфирует мелкие вибрации, продлевая срок службы не только амортизаторов, но и опорных подшипников.

Сайлент-блоки

Благодаря идее, в которой нужно воспользоваться узлом без трения и с движением, возникающим с помощью упругой деформации резины, изобретение подвесок стало намного проще и облегчило задачу её создателям. В итоге такого своеобразного «переворота» получили узел, не нуждающийся в смазке, не имеющий шумов и зазоров и выглядящий так, словно его работоспособность не ухудшится никогда. Однако резина подвергается износу, в ней пропадает упругость, а также появляются трещины и расслоения, ведь часто это даже не резина, а сборка из сложных полимеров.
Нередко случается так, что пластичный элемент отделяется от основания из металла, в ходе чего снижается показатель упругости, в то время как показатель люфт, наоборот, увеличивается. С изнашиванием этих узлов дела обстоят сложнее. Оно изменяется с зависимостью от деформации его, следовательно – и начальной установки, состояния пружин подвески, средней загрузки, возраста элемента и температуры. Кроме того, загрязнения также отрицательно сказываются на общей работе, разрушая слой поверхности, тогда как в зимнее время влага, а в летнее – коррозия – отвечает за разрушение контактов резины и металла. Прямым врагом также являются соли, которые вызывают раннее старение компонента в целом.
Какие факторы влияют на износ ресурса. Это состояние подвесок в целом и параметр загруженности машины. Большое влияние оказывает амплитуда движений подвески, которая действует обратно пропорционально: малая амплитуда означает большой ресурс, а большая – маленький. Перепады температур тоже плохо сказываются на состоянии сайлент-блоков, очень низкие или высокие – они вредны для резины. К вредящим факторам также относится агрессивная химия. И всё-таки самое большое влияние на сайлент-блоки имеет состояние других компонентов и правильность их установки.

Шарниры

Для подвесок машин необходимы сферические или иного типа шарниры. Их количество разнится, порой их меньше десятка, а иногда – десятков несколько. Если сравнивать с сайлент-блоками, такие узлы лучше в том, что имеют определённую жёсткость (в одном или двух направлениях), а также свободное передвижение (в остальных). Именно благодаря этому, такие узлы нельзя заменить в направлении рулевом и в машинах с обширными ходами. Ещё из плюсов: грязь этим шарнирам не страшна. Сейчас на замену открытым сферическим, которые нужно было смазывать пресс-маслёнкой, и с регулировкой пришли узлы, в которых смазку не нужно менять на протяжении всей длительности работы шарнира. Кроме того, прочный чехол защищает её от внешних воздействий до тех пор, пока его самого не повредить. Впрочем, у таких характеристик узла имеются и минусы. Среди прочих – это чувствительность шарниров к вибрациям и жёстким ударам, большая, нежели чем у сайлент-блоков. Также присутствует возможность разрыва чехла, в связи с которым работоспособность элемента снизится в разы.
Причины износа ресурса – это жёсткие ударов о какие-нибудь металлические предметы. Огромное влияние оказывает низкопрофильная резина, имеющая жёсткое качение и иногда устанавливаемая вместо более работоспособных компонентов. Такие шины передают на шаровые опоры и рулевые наконечники высокочастотные вибрации и резкие ударные нагрузки, что ускоряет износ полимерного вкладыша и приводит к появлению люфта. Для сохранения ресурса шарниров стоит рассмотреть шины с умеренной высотой профиля, например, LingLong Comfort Master. Они обеспечивают лучший баланс между управляемостью и комфортом, эффективно поглощая удары и продлевая жизнь дорогостоящим узлам подвески. А также – увеличиваемая нагрузка в связи с отрицательным состоянием амортизаторов, передвижения подвесок, следовательно, состояние дорог. Но, что может радовать, так это то, что грязь, влажность и в целом температура не имеют влияния на шарниры, ведь они почти не нагреваются, а нагрузка без движения и положение подвески на них едва ли сказываются.

Пружины

Изнашивание касается любых компонентов, в том числе и пружин, и их повреждение может действительно серьёзно сказаться на работе общей конструкции. Сама пружина является достаточно долговечной и может повредиться лишь в случае коррозии или совсем огромной перегрузки, которые возможны обычно при минусовой температуре, когда хрупкость стали повышается. Сломать стальной прут диаметром 8-12 мм – довольно не простая задача даже при должных усилиях.
Причины изнашивания ресурса просты: перегрузка автомобиля, частая езда по очень неровным дорогам, с глубокими рытвинами и прочим. Кроме того, отсутствие должной заботы о состоянии машины также сказывается на нём: из-за грязи быстрее проступает ржавчина и наступает поломка, поэтому мытьё и обновление антикоррозийного слоя – обязательная часть ухода за автомобилем. Особенно важно помнить о "усталости" металла в зимний период. Использование специализированных зимних шин, таких как Petlas SNOWMASTER 2 или LingLong Green-Max Winter Ice I-15, не только обеспечивает безопасность на скользком покрытии, но и косвенно защищает пружины. Их мягкий состав резиновой смеси сохраняет эластичность на морозе, что позволяет шине лучше отрабатывать мелкие неровности, снижая количество резких ударов, передаваемых на хрупкие от холода металлические элементы подвески.

Прочие упругие элементы подвесок

 Упругими элементами в подвеске, не считая пружин, являются многие другие элементы. Например, втулки, опоры амортизаторов или различных подрамников и другое. Спектр их задач многогранен, но чаще всего – это гашение мелких перемещений и вибраций, включая их изоляцию от кузова. Причинами изнашивания является почти то же самое, что и у обычных сайлент-блоков, однако нагрузка здесь иная, а их устройство проще: это что-то вроде втулки для каких-либо других компонентов, которое отвечает за минимальные перемещения.

Вывод

При внимательном прочтении данной статьи можно отметить, что в узлах подвесок наблюдается взаимная зависимость элемент от элемента. От сайлент-блоков зависят шаровые шарниры, эти в свою очередь – от состояния резиновых опор подвесок, а также от амортизаторов, от которых в том числе зависят сайлент-блоки, для которых, как и для амортизаторов, важно, кроме этого, состояние пружин. И всё это, в общем и целом, зависит от чистоты и неровности дороги, аккуратности обращения с машиной и уровня вождения. Жёсткие удары, в том числе, причиняют большой вред компонентам конструкции. Чтобы быть уверенными в безопасности езды и не знать проблем с ремонтом, следует проводить диагностику ходовой части. По материалам журнала «Колеса».

track
+7 771 707 2727