Уверенное сцепление автомобиля с дорогой обеспечивают шины. Но обеспечить их правильную работу в составе колеса могут только точно рассчитанные диски. Кроме того, уже давно эти детали несут мощную декоративную функцию, во многом обеспечивая внешний вид автомобиля. А если вспомнить про менее очевидные функции дисков в работе ходовой части, то становится понятна вся важность подбора дисков при покупке замены заводских колёс или дополнительного сезонного комплекта.
Литьё, ковка и штамповка
По технологии изготовления и применяемому материалу диски подразделяются на четыре основных типа:
• штампованные стальные диски, наиболее простое и бюджетное решение, отличаются стойкостью, ремонтопригодностью, но при этом отстают по характеристикам массы, жёсткости, а также настолько скромно выглядят, что вынуждают применять декоративные пластиковые колпаки;
• литые детали из лёгкого сплава, чаще на базе алюминия, но иногда и более дорогого магния, имеют прекрасный внешний вид, достойно малую массу и удовлетворительную жёсткость, но плохо поддаются ремонту, легко разрушаются при сильных ударах, требуют дополнительной защиты от дорожных реагентов;
• кованые диски, как понятно из названия, подвергаются дополнительной обработке давлением и температурой, в результате сохраняя все преимущества литья. Могут иметь меньшую массу при увеличенной прочности, но обходятся дорого и практически не восстанавливают исходные свойства после ремонта;
• гибридная технология, когда диск состоит из нескольких частей, соединённых болтами, это позволяет избирательно подходить к изготовлению ступицы и обода с учётом разных требований к участкам изделия, предназначены для мощных и спортивных машин, ремонту обычно не подлежат, хотя допускают замену составных деталей.
Самыми распространёнными являются литые, они же отличаются необъятным разнообразием рисунков, производителей и цен. Ими комплектуются машины на заводах, исключая самые бюджетные исполнения.
Геометрия диска
Правильный выбор колесных дисков предполагает обязательное соблюдение нескольких размерных параметров. В противном случае колесо либо не смонтируется в принципе, либо автомобиль полностью потеряет все свои характеристики управляемости и станет просто опасным. А резина на неправильно подобранном диске долго не проживёт.
Подбирая колесный диск, важно учитывать следующие параметры:
1. Параметры крепления к ступице – число и расположение крепёжных отверстий, а также диаметр центровки. Эти требования должны быть соблюдены с точностью до долей миллиметра, иначе колесо просто не встанет на своё место. И надо помнить, что центровка диска идёт по посадочному отверстию, а не по крепёжным болтам или шпилькам. Применение проставок возможно, но крайне нежелательно.
2. Посадочный размер под шину. Указывается почти всегда в дюймах, выдерживается с точностью до целого значения. Распространённая ошибка – когда этот размер называют радиусом. Конечно же, это диаметр. Буква R в обозначении имеет другое происхождение. Изменять диаметр можно, но только в рамках разрешённого набора и с обязательным применением рассчитанных под новые диски шин, что также отражено в инструкциях к машине.
3. Посадочная ширина диска определяет правильность профиля смонтированной шины. От этого зависит её срок службы и безопасность при езде.
4. Вылет диска. От него зависит многое в поведении автомобиля, но именно при его подборе совершается больше всего ошибок. Увеличение вылета – это не выступание шины наружу, а наоборот, утапливание её в арку колеса. Вылет определяет плечо обката, что важно для поведения машины на торможении, стабильности руления и распределения нагрузки на детали подвески и ступицу.
Все характеристики диска указываются в его описании производителем, кроме того, маркируются на самой детали. Табличку расшифровки кодированной маркировки несложно найти в сети, но проще ознакомиться с перечнем свойств товара в торговой организации.
Где купить
Подобрать диск по характеристикам, учитывая марку машины, достаточно несложно, как и по дизайну. Ошибки обычно совершается при выборе производителя и стремлении сэкономить. Тут нельзя экономить, поскольку велик риск разрушения дешёвого изделия при средней силе удара, после чего колесо в лучшем случае потеряет давление без последствий. Но если такое произойдёт на скорости – неуправляемый автомобиль может стать причиной ДТП.
Серьёзные торгующие организации работают с проверенными производителями известных марок. Вероятность брака или заведомо непригодной конструкции сведена к минимуму. Гарантия станет подтверждением уверенности продавца в своём товаре. Хорошая примета солидной фирмы – бесплатная услуга шиномонтажа и консультации специалиста по подбору шин и дисков.
Обязательно ли покупать сезонный комплект
Любые диски не становятся лучше от частого демонтажа шин. Поэтому правильным решением будет приобретение отдельного сезонного комплекта, что позволит быстро менять колёса, не стоять в очередях при резком изменении погоды. А главное – правильно применять сезонную резину, которая обеспечивает безопасность не только с появлением льда и снега, но и при простом снижении температуры.