Мотоциклетные шины: сквозь века

В 1885 году два немецких изобретателя: Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах разработали первый мотоцикл. Подобно тому, как их машина была продолжением идеи велосипеда, разработка мотоциклетных шин долгое время шла параллельно с разработкой велосипедных покрышек.

Оглавление:
1. Первый мотоцикл
2. Как приручить пневматическую шину
3. Неутихающие споры
4. Гладкая шина
5. «Противоскользящие»
6. Мотоциклетная стрела
7. Черные шины
8. В 2 раза больше брендов
9. Pirelli со шнуром
10. Мотошины из Познани
11. Радиальные шины
12. Мотобезумие
13. 1960–1970-е годы
14. Metzeler и Goodyear в обратном направлении
15. Кто был первым?



Первый мотоцикл

Сразу отметим, что изобретение Даймлера и Майбаха не было первым двухколесным транспортным средством с двигателем. В 1868 г., т.е. на 16 лет раньше, француз Эрнест Перро собрал велосипед с одноцилиндровой паровой машиной, а годом позже подобную идею реализовал американец Сильвестр Х. Роупер.

В середине 1880-х годов другой американец, Люциус Коупленд, производил двухколесные велосипеды, приводимые в движение паровым двигателем. Однако именно Даймлер и Майбах считаются отцами современных мотоциклов – они первыми оснастили велосипед с деревянной конструкцией бензиновым агрегатом. Их изобретение вошло в историю под названием «Даймлер Райтваген».

Колеса Reitwagen имели деревянные и стальные обода. Сегодня, оглядываясь назад на проекты Daimler и Maybach, удивительно, что эти два изобретателя не продвинулись в своем видении ни на шаг дальше. Ведь в середине 1880-х годов в Европе громко говорили не только о каучуке (процесс вулканизации был разработан Чарльзом Гудьиром в 1839 году), но и об экспериментах с пневматическими покрышками Джона Данлопа. Он первым изготовил пневматическую шину с протектором — и в 1888 году прорекламировал свое изобретение в журнале The Irish Cyclist.

Как приручить пневматическую шину

Как известно, в 1895 году компания Michelin представила свою первую автошину, но эта дата лишь косвенно связана с историей резины для мотоциклов. Хотя оба типа шин, которые по понятным причинам произошли от одного и того же стержня, на рубеже XIX и XX веков их развитие пошло несколько разными путями. Как упоминалось во введении, мотошины совершенствовались на протяжении многих лет по мере эволюции велосипедных шин.

Пневматическая шина Dunlop стала квантовым скачком, но не была свободна от серьезных недостатков. Надо признать, благодаря изобретению решительных британцев, велосипедисты, участвовавшие в Белфастской велогонке в конце XIX века, добивались зрелищных побед, но, например, затрудненный доступ к камере (покрышка крепилась к колесу) заставило многих велосипедистов отказаться от пневматических покрышек и вернуться к цельнорезиновым колесам. Необходимым усовершенствованием оказалась проволочная шина — это технология, которая до сих пор используется в велосипедных покрышках: ее край сделан из стальной проволоки. В 1890 г. еще одно важное решение продемонстрировал К. К. Уэлш — его колесо было оснащено специальным фланцем, позволяющим быстрее, чем когда-либо, демонтировать резину и отремонтировать поврежденную камеру.

Неутихающие споры

Первый серийный мотоцикл Hildebrand & Wolfmller был выпущен в 1894 году. Работа мюнхенского конструктора Алоиса Вольфмюллера и партнеров: братьев Хильдебранд не была похожа на машину, которая послужила образцом, например, для Daimler и Maybach. Она базировалась на двойной трубчатой раме, на которой крепился двигатель, а также оснащалась пневматическими шинами. Переднее колесо имело диаметр 66 см, заднее — 56 см. Мотоцикл стоил в Германии 1200 марок, но даже эта цена не гарантировала надежность машины. Именно высокие затраты и высокий процент отказов привели к остановке производства Hildebrand & Wolfmller через три года.

Ранние мотошины имели текстильный корд из хлопкового волокна. Это было не очень прочное решение, тем более что дороги начала ХХ века скорее напоминали сегодняшнюю глушь. Зацепиться за резину было легко, поэтому большинство руководств по мотоциклам содержали десятки страниц, посвященных ремонту и замене спущенных покрышек. В то время многие эксперты все еще спорили, действительно ли пневматическая резина подходит для мотоцикла. Были и те, кто по-прежнему рекомендовал цельнорезиновые шины для двухколесных транспортных средств, утверждая, что они более устойчивы к неисправностям. Однако все, кто испробовал такое решение, отказались от него после первой же поездки по кочкам — «цельные колеса» обладали ничтожно малой эластичностью.

Также стоит обсудить вопрос цен на мотошины в первые годы прошлого века. Например, в 1910 году в США за полный комплект колес приходилось платить от 28 до 30 долларов. Для сравнения, квалифицированный рабочий зарабатывал эквивалент четырех долларов в день. Производители резины заявляли, что они должны выдерживать пробег примерно в 7,5 тысяч километров. Очевидно, это было чисто теоретическое предположение с учетом описанного в предыдущем пункте состояния дорог.

Гладкая шина

Prismator — так называлась революционная мотошина Metzeler, разработанная во втором десятилетии XX века. Когда она дебютировала в 1920 году, то быстро стала бестселлером, что в значительной степени способствовало автомобильному буму в Германии. Что было революционным? У шины был протектор.

Сегодня это может показаться немного абстрактным, но о протекторе даже не думали при производстве первых покрышек для мотоциклов. Летом неплохо, а как зимой или по раскисшей дороге, вдали от асфальтированных дорог? Различные инструкторы советовали пользователям двухколесных транспортных средств... быть осторожными. Но со временем на рынках стали появляться мотошины с металлическими или резиновыми шипами для противодействия проскальзыванию.

Можно сказать, что последнее решение стало прототипом для более поздних рисунков протектора. Шипы не только обеспечивали устойчивость на скользком или мягком грунте, они также частично предназначались для фиксации конструкции шины. В середине второго десятилетия прошлого века производители мотошин экспериментировали с различными концепциями восстановления протектора. Покрышка с шипами получила термин «кнопка», но все время существовали и другие, более или менее удачные идеи: протектор с рисунком, напоминающим цепь, или с вытянутыми шипами, расположенными елочкой.

«Противоскользящие»

Инженеры, но и сами мотоциклисты быстро обнаружили, что различные варианты нарезки на поверхности шин могут существенно повлиять на поведение всей машины на дороге. В конце 1920-х годов среди производителей мотошин можно заметить тенденцию – все больше и больше из них, рекламируя свою продукцию, подчеркивали ее «противоскользящий» эффект, получаемый с помощью достаточно простого рисунка, сделанного на их верхнем слое.
Так подходим к изобретению Metzeler, о котором было объявлено в самом начале. Их модель Prismator была одной из первых покрышек с рисунком протектора, напоминающим современные решения. Рисунок состоял из блоков призматической формы, шины гарантировали не только долговечность, но и не имеющую аналогов среди многих рыночных предложений устойчивость двухколесного транспортного средства на различных, даже сложных покрытиях. Сегодня Prismator считается одним из факторов, повлиявших на мотоциклетный бум не только в Германии, но и в соседних странах Западной Европы в 1920-е годы. В то время было основано множество компаний по производству мотоциклов, и быстро развивались внешний вид, конструкция и техническое совершенствование машин.

Мотоциклетная стрела

Metzeler, конечно, был не единственным брендом шин, внесшим свой вклад в это явление. Поскольку идет речь о немецком рынке, то невозможно обойти вниманием одного из сегодняшних магнатов отрасли: Continental. Начало своей деятельности в сегменте мотоциклов относится к 1904 году. Четыре года спустя Pirelli запустила производственную линию мотошин в Италии. В Великобритании одним из пионеров стала компания Avon, производившая резину для двухколесных транспортных средств с 1911 года. В 1920 году Данлоп начал свою автомобильную карьеру за границей. Чуть раньше — United States Tyres.

Уже тогда Соедненные Штаты были сильным рынком для двухколесных транспортных средств. В 1920 году Harley-Davidson был крупнейшим производителем мотоциклов в мире — его байки предлагали 2000 дилеров в 67 странах в самых разных уголках земного шара. Спрос на мотопокрышки рос так быстро, что даже такие крупные игроки, как Dunlop, Goodyear и UST, не могли его полностью удовлетворить. Так было и со вторым локомотивом в этой отрасли, индийской компанией – именно на этом мотоцикле в 1920 году Герберт Макбрайд побил рекорд скорости на двух колесах. Шины также были поставлены Dunlop.

Кстати, легендарные модели Indian или Harley бросаются в глаза очень ярким, даже белым цветом мотошин. Есть известное фото – отделение дорожной полиции Лос-Анджелеса оснащено индийскими машинами в 1922 году. На мотоциклах того времени сидят офицеры и даже на черно-белом фото видны белоснежные покрышки. Дело в том, что в те времена они изготавливались из натурального каучука, обогащенного различными химическими веществами, улучшающими его свойства. Одним из них был оксид цинка — соединение не только улучшало дорожные свойства, но и отвечало за белизну колес.

Черные шины

Однако оксид цинка не обеспечивал достаточной прочности и долговечности протектора, поэтому в эту часть резины стали добавлять сажу. Первым производителем, который сделал это, был американский BFGoodrich, причем совершенно случайно. Белые покрышки оказались не только не очень прочными, но и не очень практичными — быстро покрывались грязью и пылью. Инженеры BFG обогатили резиновую смесь сажей. Они обнаружили, что таким образом долговечность покрышки увеличивается в пять раз.

Так родились мотошины, которые сегодня называют «классическими» или «белыми боковинами» — благодаря саже в протекторе. Как можно догадаться, сажа со временем стала составной частью всей шины. Как это ни парадоксально, черные мотопокрышки изначально стоили дороже белых и «черно-белых». Автомобильные бренды устанавливали их в основном на свои люксовые модели 20-30-х годов, в то время как белые покрышки были довольно распространены на мотоциклах до конца 1920-х годов. Сегодня «белые боковины» являются обязательными для классических или антикварных машин.

Наконец, давайте упомянем мотоциклетный бум в Европе. Ей предшествовала Первая мировая война — в ней и американская, и европейская армии часто использовали двухколесные транспортные средства, например в разведывательной деятельности или в связи на фронте. В послевоенном порядке вещей родились такие известные мотоциклетные бренды, как Moto Guzzi (1920 г.) и BMW, выпускающие двухколесные транспортные средства с 1921 г. Вместе с этим развивалась и совершенствовалась и шинная промышленность.

В 2 раза больше брендов

Двадцатые и тридцатые годы прошлого века были золотым периодом в истории развития мотоиндустрии и смежных отраслей, в том числе и шинной. Спрос на мотошины рос так же быстро, как и другие производители двухколесных транспортных средств. Даже в 1920-е годы позиции мирового магната удерживал американский Harley-Davidson, продававший свои машины в 67 странах мира. Но на рубеже десятилетий Harley была свергнута немецкой DKW. Добавим также, что в 1923 году на этом же рынке дебютировали мотоциклы BMW. С другой стороны, в Соединенном Королевстве 1930-е годы были начаты более чем 80 различными марками мотоциклов, в том числе более или менее известными сегодня: Norton, Triumph, AJS, New Gerrard, NUT, SOS, Chell и Whitwood.

Мотоциклы были замечательным транспортным средством с социальной точки зрения — они рассматривались как продукт, который мог позволить себе любой социальный класс. К тому же они были приемлемы для всех и использовались для чего-то другого – будь то как средство передвижения для целых семей, то как рабочий инструмент, то третья: игрушка или один из модных гаджетов, особенно для молодежи. Это позволило многим производителям покрышек не только добиться финансового успеха, но и ускорить технологическое развитие.

Pirelli со шнуром


Вот почему, помимо развития гражданского рынка, все большее значение приобретало соперничество в мотоциклетном спорте. Одним из флагманских событий в Европе стала гонка Isle of Man Tourist Trophy, проводимая с 1907 года. Там, примерно с середины 1920-х годов, легендарный ирландский гонщик Стэнли Вудс одержал серию бесспорных впечатляющих побед. Вудс использовал шины Pirelli, поэтому его успехи стали не только живой рекламой итальянского бренда, но и испытательным полигоном для нескольких новинок мотошин итальянских инженеров. Прорывной моделью как для Pirelli, так и для соревнований по легкой атлетике стала «Tipo Corsa» 1923 года — одна из первых мотопокрышек с хлопковым кордом.
Итальянский бренд зарекомендовал себя, оснастив своими прочными покрышками, зарекомендовавшими себя в сложных гоночных условиях, целый ряд популярных мотоциклов «сделано в Италии»: Garelli, Bianchi, Guzzi, Gilera и Benelli. А в 1935 и 1938 годах их резина использовалась для установления новых рекордов скорости – Пьеро Таруффи и Омбоно Тенни.

Мотошины из Познани

Похожая маркетинговая концепция использовалась в немецкой Metzeler, поставлявшей шины для побития рекорда скорости на мотоцикле в 1937 году. Двухколесник разогнался до 279,5 км/ч. Можно сказать, что Metzeler был одним из тех производителей, которые заложили основы создания мотошин с высокими эксплуатационными характеристиками. Дело в том, что в 1933 году немецкая компания выпустила одну из первых в мире моделей, в которой использовался новый синтетический каучук, получивший название Buna от начальных букв основных ингредиентов: бутадиена и натрия.

В упомянутой Великобритании довоенным магнатом был не только Dunlop, но и Avon, производивший мотошины с 1911 года. Уже в середине 1920-х годов компания, подобно Pirelli в Италии, предлагала резину для двухколесных транспортных средств, обогащенные текстильным кордом. Глобальная тенденция достигла тогда и Польши – в 1928 году в Познани была основана компания Stomil, а девять лет спустя польское правительство приняло решение построить завод в Дембице. В Познани производство покрышек для мотоциклов началось в 1934 году благодаря лицензионному соглашению с General Tire and Rubber Company.

Радиальные шины


В то время бренды Indian и Harley-Davidson конкурировали в Соединенных Штатах. Оба практически доминировали на рынке мотоциклов в Америке и вели ожесточенную борьбу друг с другом до 1953 года. Кульминацией этого стало закрытие завода Indian Motorcycle в Спрингфилде и приобретение знака Indian компанией Royal Enfield. Еще до Второй мировой войны в этой гонке участвовали ведущие производители шин США, такие как Goodyear, BFGoodrich, United States Rubber Company и Firestone.

Стоит помнить, что такие бренды, как Firestone, также диктовали условия в мотоциклетной индустрии того времени. Например, именно эта компания запатентовала свою систему изготовления покрышек для двухколесных транспортных средств — их назвали «гумми-дип», благодаря особой технологии заделки текстильного каркаса в резину.

Вторая мировая война прервала устойчивое, естественное развитие большинства компаний, специализирующихся или производящих резину для мотоциклов в более широком ассортименте. Заводы переключились на производство для военных нужд, и пусть это все еще было производство шин, львиная их доля шла на фронт. Вспомним и о других последствиях боевых действий – в послевоенных условиях заводы, процветавшие в 1930-е годы, восстанавливали свою инфраструктуру из-за полного разрушения.

Наконец, любопытство: может показаться, что усовершенствования, которые применялись в автошинах, должны сразу перейти и в мотошины. Так было не всегда, и некоторые изобретения в области автопокрышек годами ждали своего воплощения в шинах для двухколесных транспортных средств. Флагманский пример — радиальная технология — известная практически с 1930-х годов, запатентованная компанией Мишлен в 1946 году. Хотя первые радиальные автошины появились на рынке уже в первое послевоенное десятилетие, мотошинам пришлось ждать еще 30 лет. Кроме того, производители до сих пор спорят о том, кто из них создал их первым.

Еще в 1913 году британцы Грей и Слопер из компании Palmer Tire представили модель, напоминающую сегодняшнюю радиальную шину. После войны Мишлен запатентовал свою конструкцию, и в 1951 году был представлен первый автомобиль, оснащенный покрышками этого типа.

Мотобезумие

В 1952 году на рынок вышли радиальные шины для грузовых автомобилей, а затем и другие производители, такие как Dunlop, Firestone, Continental и Uniroyal, выпустили свои модели этих покрышек. Однако радиальных мотошин еще не было, даже когда они предлагались для сельскохозяйственной техники и самолетов.

Рационально объяснить это явление сложно, тем более что после войны мотобезумие приняло новые формы и рынок продолжал расширяться. В массовой культуре мотоцикл стал символом свободы, бунтарства и индивидуализма, и, пожалуй, самый большой вклад в эту область внес культовый фильм «Дикий» 1953 года с Марлоном Брандо в роли лидера мотоциклетной банды. Спустя два года кинотеатры всей Америки, а затем и Европы начал покорять «Бунтарь без причины» с Джеймсом Дином. Хотя легендарный актер не ездил в фильме на мотоцикле, он был известен своей любовью к двухколесным транспортным средствам и имел в своем гараже такие модели, как Whizzer 1947 года, Indian Warrior TT и Triumph TR5 Trophy 1955 года.

1960–1970-е годы

Представители послевоенного бэби-бума, вдохновленные своими кинематографическими кумирами, но также воодушевленные все более решительной маркетинговой политикой мотоциклетных брендов, обеспечили индустрии впечатляющий бум в 1960-х и 1970-х годах. К европейским и американским производителям присоединялись все более мощные азиатские бренды — Yamaha, Kawasaki и Honda. В этих условиях шинные компании, специализирующиеся на резине для мотоциклов, также росли и получали беспрецедентную прибыль.

В 1961 году британская компания Avon представила новую серию мотошин с особыми свойствами на мокром покрытии. В то время её годовой объем производства увеличился до 1,5 млн штук.

Преимуществом Pirelli стала модель MT53, подготовленная специально для мотоцикла Moto Guzzi V7 — это была первая покрышка, способная двигаться со скоростью 210 км/ч. Её успех, которому предшествовало несколько маркетинговых кампаний (вспомним также знаменитый календарь Pirelli, дебютировавший в 1964 году), быстро пересек океан — по другую сторону Атлантики был смонтирован в том числе и МТ53 на байках Harley Davidson. В 1970-х годах итальянский бренд создал революционную шину для мотокросса: MT07. Эта модель быстро доминировала в соревнованиях чемпионата мира по этой дисциплине мотоспорта.

Metzeler и Goodyear в обратном направлении

Немецкий Metzeler, один из пионеров высокопроизводительных мотошин (великая модель ME 11) и первых низкопрофильных покрышек (1974 г.), также сосредоточился на улучшении характеристик. Но производитель из Мюнхена в 1978 году тоже удивил конкурентов бескамерными шинами — Rille 14 TL и Block C7 TL. Компания Metzeler уже находилась под таким сильным влиянием мотоциклетной промышленности, что в начале 1980-х годов решила сосредоточиться только на этой области, отказавшись от менее решительных попыток войти в сегмент автошин.

Ради любопытства добавим, что в Америке Goodyear созрела к прямо противоположному решению. Несмотря на значительные достижения в мотоциклетном спорте в 1970-х годах (в 1978 году Кенни Робертс, использовавший резину Goodyear, вошел в историю как первый американец, выигравший чемпионат мира по мотоциклам в классе 500сс), в 1982 году компания прекратила производство шин для двухколесных транспортных средств. У руководителей Goodyear тогда были другие заботы – топливный кризис, а также вторжение в США европейских радиальных конкурентов. Еще в 1970-х годах большинство американских производителей по-прежнему выбирали диагональные шины, рассматривая радиальную конкуренцию как сиюминутную прихоть. Goodyear выпустила свою первую радиальную модель только в 1977 году, вложив в эту технологию миллионы долларов.

Кто был первым?

А как насчет радиальных покрышек для мотоциклов? К концу семидесятых этот тип шин уже был стандартным для большинства автомобилей в мире. Но не на байках. Этого прорыва пришлось ждать почти десять лет. Сегодня этим гордится компания Michelin, которая представила первую серийную мотоциклетную радиальную шину в 1987 году — это были серии A59X и M59X. Кстати: сегодня, глядя на обе модели, можно сказать, что рисунок протектора больше напоминал автошины, чем современные мотоциклетные.

Другая тема, касающаяся происхождения радиальных моделей двухколесных транспортных средств, еще более интересна. Хотя официально считается, что пионерами в этой области были французы, у итальянцев другое мнение на этот счет. Спор между Michelin и Pirelli длится уже много лет. Второй производитель утверждает, что он был первым в гонке радиальной мотоциклетной резины. По словам Pirelli, их продукт появился на рынке еще в 1983 году и был специально изготовлен для Honda VF1000R. Мишлен отвечает, что это невозможно, и подчеркивает, что большая исследовательская программа по созданию радиальных шин для мотоциклов была инициирована во французской компании в самом начале 1980-х годов.
Самые выдающиеся гонщики-мотоциклисты, такие как Фредди Спенсер, Жиль Бургат и Рэнди Мамола, в то время были тестировщиками новых моделей от Michelin. Прежде чем мотоциклетные радиальные покрышки попали на гражданский рынок, они были усовершенствованы на основе опыта и испытаний, прошедших в спортивных соревнованиях. Спенсер, двукратный чемпион мира в классе 500сс, даже подчеркивает, что мотошины, которые он использовал тогда, оказались самым важным изобретением в его карьере. С 1980-х годов радиальные шины, наконец, начали менять жизнь, дорожные привычки и комфорт при вождении миллионов мотоциклистов.
0 track
+7 771 707 2727